assucareira (assucareira) wrote,
assucareira
assucareira

Category:

Профессия: плакальщик.

С древних времен до наших дней сохранилась профессия плакальщика. Плакальщики были известны и в древнем Египте.

1295779541_11_06049

pic06222005

И понынемужчины и женщины трудятся на этой креативной стезе, за деньги оплакивая покойников.В Великобретании, например, сегодня нанять плакальщика не проблема: http://www.rentamourner.co.uk

О представителях этой профессии в наше время в странах разных религиозных традиций снимаются фильмы (http://www.kinoglobe.ru/films/3559-plakalshshik-ili-novogodniy-detektiv ,  http://films.imhonet.ru/element/1068592/movie-online/http://irepeater.com/kino/plachuschie-ledi.html , http://www.kinopoisk.ru/film/208758/  , http://doramatv.ru/drama_special___the_crying_woman ).

В старину это был ритуальный обряд, в котором "гвоздем программы" являлись плакальщики со своим перформансом. Вот как описывается это действо в литературе:

Те, кто считал себя покойнице роднее, начинали плач ещё с порога, а достигнув гроба, наклонялись голосить над самым лицом усопшей. Мелодия была самодеятельная у каждой плакальщицы. И свои собственные излагались мысли и чувства. А. И. Солженицын, «Матренин двор», 1960 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) И вотплакальщицы, которые покойного в глаза не видали и не имеют о нём представления, за соответствующее вознаграждение рыдают над ним так, как этого не могут делать ни сыновья, ни жены. Гайто Газданов, «Письма Иванова», 1963 г источник

В "Папаше Горио" Оноре де Бальзака неблагодарные дочери, не пожелавшие прийти на похороны отца, посылают вместо себя профессиональных плакальщиц.

Есть рассказ А.М. Горького о знаменитой русской плакальщице, милости просим почитать. Ее творчество очень высоко было оценено так же Римским-Корсаковым, Шаляпиным, Балакиревым.

В народе у славян эта профессия возводилась в ранг искуства: "Без плакальщиц, или воплениц, на Руси не обходилось ни одно обрядовое действо, будь то свадьба или похороны. Профессионально плакать обучались с малолетства, ведь плач должен был иметь особенный мелодичный склад. Чем пронзительнее плакальщица стенала, тем большое вознаграждение в итоге получала. Если слезы по усопшему в большинстве случаев были родственниками проливаемы искренне, то не всем невестам, прощаясь с родителями, удавалось по-настоящему горевать по своей девичьей жизни. Вот и приглашались женщины, способные проливать слезы часы напролет, сопровождая плач различного рода причитаниями. Присутствовали плакальщицы и во время проводов рекрутов. Плакальщицы были обязательным атрибутом, их отсутствие, например, во время похорон считалось позорным" источник

русские плакальщицы:

1364818885_0_1166a0_dfdf8c69_orig

Даже Пелевин уделил этому "обряду" весьма красочный эпизод в "Затворнике и Шестипалом":

Наконец процессия остановилась перед Стеной мира.
           — Итак, — сказал  толстолицый, — пришел страшный час воздая-
      ния. Сейчас эти отщепенцы исчезнут в небытии. И пусть это волную-
      щее событие послужит уроком всем нам, всему народу. Громче рыдай-
      те, матери!
           Старушки-матери повалились на землю и залились таким горест-
      ным плачем, что многие из присутствующих  тоже  начали  отворачи-
      ваться и сглатывать. Иногда  матери  вскакивали и, сверкая глаза-
      ми, бросали Затворнику и Шестипалому ужасные обвинения, после че-
      го снова падали.
           — Ну  что же? — спросил через некоторое время толстолицый. —
      Раскаялись вы? Устыдили вас слезы матерей?
           — Еще бы, — ответил Затворник.
(...)

— Прощайте, сынки  родимые! — закричали снизу старушки-мате-
      ри. Потом земно  поклонились  и  принялись, рыдая, швырять  вверх
      куски торфа.



а Пелевин, как известно, просто так, без намека, не напишет.

в изобразительном искусстве плакальщики представлены в ассортименте.

img868
sluter_musee_des_beaux_arts_7
332

Хотя мужчины тоже выступали плакальщиками, но в основном это женское амплуа. В Латинской Америке, например, популярен миф о Ла Йороне, плакальщице, убившей своих детей и их оплакивавшей. вот выдержка из поста сообщества "Лилит" в контакте: ""Ла Йорона - латиноамериканский аналог Лилит. Этот образ отражен в легенде о женщине, которая убила своих детей и теперь обречена вечно их оплакивать. Ла Йорона - буквально плакальщица (ср. субботние плачи Лилит). Но интересна она не этим фактом, а тем что в фолькльклоре очень популярен её образ вне контекста основной легенды. Она предстает в образе сооблазнительницы, представительнице потустороннего мира или предвесницы беды. Ей посвященны народные песни от мужского лица, в которых она предстает такой либо такой прекрасной, что её легко можна спутать с богородицей, либо такой черной и страшной, что в неё не возможно не влюбиться.
Легенду о Ла Йороне называют «Третьей Легендой» Большой Мексики, наряду с легендами о Ла Малинче и Деве Гвадалупской.
В латиноамериканских странах, где католический культ Богородице усилен остатками матриархальных верований, Ла Йорона являеться Тенью Девы Марии и занимает такое же важное место в современной мифологии.""

Лилит и плакальщицам Эдема слагали оды.

Что имеем? А имеем опять культ Богородицы, она же Исида, она же Лилит, Медея, Банши, Ламия... (см. здесь посты по тегу "Исида-мадонна"). Оказывается, исида - это еще и профессия...

Интересно, что в старину ""Религиозные и гражданские власти неоднократно принимали меры против плакальщиков. Законы Двенадцати таблиц прямо запрещали царапать щёки и причитать во время погребения[3]. Иоанн Златоуст считал деятельность плакальщиков и похоронных музыкантов противоречащим христианской вере в воскресение мёртвых[4]. Негативно относится к этому явлению и шариат[5]."" (Википедия).

Почему, интересно, плакальщики были гонимы? Не борьба ли за главенство между культами?

Создается впечатление, что этот культурный феномен - плакальщество - сегодня с трудом может быть понят современными людьми с  нынешним "техногенным" менталитетом. Почему эти душераздирающе вопящие и царапающие себе лица люди были так востребованы во все времена и во всех странах, мало того, их услугами пользуются и до сих пор?

Брррр...
Tags: Исида-мадонна, Лувр, загадки
Subscribe

promo assucareira march 10, 2018 12:55 42
Buy for 10 tokens
Друзья, спасибо большое всем за отклики. Подход будет нетрадиционный, как, впрочем, и много чего в моем журнале :). https://metod12.com/ Первым постом - очерчиваем поле работы, ставим задачи, понимаем способ их решения, тайминг, и какими средствами будет достигнуто решение задач. 1. Поле…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments